Кардан и ШРУС

Главная / Статьи / Кардан и ШРУС


Двигатель автомобиля создает крутящий момент и чтобы привести машину в движение необходимо передать его на ведущие колеса. Коробка передач и силовой агрегат жестко закреплены, а вот колеса по сути подвешены. При движении колеса постоянно меняют свое положение относительно двигателя. В таких условиях возникает необходимость в узле, который бы вне зависимости от нахождения колеса передавал на него крутящий момент. Этим узлом являются приводные валы с шарнирами. Для автомобилей с передним приводом используются валы с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), а для авто с задним приводом валы с шарнирами неравных угловых скоростей (кардан).

Карданная передача – это две вилки, которые соединены крестовиной, на ее конец одеваются подшипники. Эта крестовина жестко закрепляется в проушинах вилок с помощью стопорных колец. Одна карданная передача дает неравномерное вращение вилок. По этой причине используют две передачи. Они объединяются тонкостенным стальным валом. Одна из передач соединена с выходным валом КПП, а другая с ведущей шестерней главной передачи.

Такая схема обеспечивает стабильную передачу крутящего момента под углом не превышающим 20 градусов. По этой причине такая конструкция не подходит для автомобилей с передним приводом. В основном карданные передачи используются на заднеприводных авто.

Так как для переднеприводной схемы необходим рабочий угол более 20 градусов, для таких авто используется шарниры равных угловых скоростей (ШРУС). При такой схеме используются два ШРУСа – внутренний и внешний для передачи крутящего момента. Внутренний ШРУС должен работать в угловых и осевых измерениях, компенсируя перемещения относительно двигателя, а внешний только в угловых.

Безусловно, на данный момент существует множество модификаций ШРУСов, на, пожалуй, самыми распространенными являются шариковый ШРУС и ШРУС типа «трипод».

Шариковые ШРУСы требуют внимания и обильной смазки. Помимо этого они плохо приспособлены к загрязнениям. Но они достаточно эффективно позволяют компенсировать колебания передней подвески и двигателя.

ШРУС типа «трипод» разделяются на два подвида – это универсальные и жесткие. Первые, благодаря особенностям конструкции допускают осевые колебания и поэтому их используют в роли внутренних. А жесткие могут передавать крутящий момент под значительным углом, по этой причине их используют в роли внешних.



Главная / Статьи / Кардан и ШРУС